Горюнова Елена Геннадьевна

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 "Средняя общеобразовательная школа № 106"

 г. Трехгорный   Челябинская область 

 

Библиотекарь - Горюнова Елена Геннадьевна

 

  Звенит звонок, распахиваются двери и толпа мальчишек и девчонок с радостными возгласами  и улыбками на лицах врываются в школьную библиотеку. В ее стенах они исследуют мир вместе Робинзоном Крузо, с Алисой совершают путешествие в Зазеркалье и узнают, что такое добро и зло, а вместе с княжной Джавахой учатся быть милосердными.

  Библиотека изначально рассматривалась как учебное заведение. Именно ей принадлежит приоритет в организации первоначального этапа постановки обучения детей.

  Самые ранние исторические свидетельства гласят, что еще в 988 году князь Владимир собрал в Киеве детей знатных лиц и отдал их «на учение книжное». Отдал в библиотеку, разумеется, ибо книги имелись  только там. Созданные святой Евфросинией библиотеки в древней Руси были одновременно и школами, а сама она была и настоятельницей двух монастырей, и  библиотекарем, и учительницей в одном лице. Умению  читать, писать, считать, рассказывать наизусть, она обучала именно в библиотеке, на книгах ею же собираемого библиотечного фонда. Основы, заложенные Ефросиньей,  выбраны мною в качестве основных  миссий библиотеки нашей школы. Работа с начальными классами больше сосредотачивается на собственно чтении, а  с взрослением ребят основное внимание уделяется постепенному трансформированию полученных навыков в формирование информационной культуры личности и овладению  новыми технологиями.

   Наша школьная библиотекаучастник педагогического и воспитательного  процесса. Ее работа заключается в том, чтобы используя все имеющиеся ресурсы, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и нетрадиционные виды носителей информации, отвечающую его возрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.

   Горюнова Елена Геннадьевна использует  разные формы взаимодействия библиотекарь-читатель: индивидуальные, групповые, урочные, внеурочные.Это и библиотечные уроки, уроки внеклассного чтения, презентации,  ставшие необходимым условием развития медийной компетенции учащихся, воспитания культуры чтения. Любое  её мероприятие несет в себе какую-либо информацию. Поэтому свои встречи с читателями она  всегда заканчивает словами “…А более подробно по этой теме вы можете прочитать в книгах…”

   Превратим весь мир в библиотеку!» - под таким девизом  дан старт первой  акции  буккросинга… Смысл буккроссинга предельно прост, он основан на принципе «прочиталотдай другому».  Мы "освобождаем" книги, спасаем их от стояния на полке.  И надеемся таким необычным способом привлечь внимание читателей, изменить их отношение к книге. Ребята с удовольствием приносят  и оставляют свои любимые издания, чтобы любой желающий мог их прочитать.  Активно в  движение  буккроссеров влились и наши педагоги.

   Ежегодно  в школе проходит конкурс чтецов. В каждом конкурсе делаем номинацию - собственные сочинения, что поощряет детей к литературному творчеству. Это могут быть не только поэтические произведения, но и проза. В начале каждого учебного года  стартуют еще два конкурса: «На лучшего читателя» и «Самый читающий класс».

  В основе  работы  Елена Геннадьевна активно использует  принцип диалогичности. Он реализуется  созданием   атмосферы  дружелюбия, доверия, взаимопонимания между читателем и библиотекарем. Активные формы обучения в библиотеке позволяют повысить интерес к той или иной проблеме, вызывают эмоциональное отношение к ней, а, следовательно, помогают  сосредоточить внимание, углубить мышление, облегчить восприятие и запоминание материала.

   Наряду с  ролевыми играми, уроками-конференциями, уроками-экскурсиями к активным формам обучения Елена Геннадьевна относит и бинарные уроки, которые проводит совместно с учителями-предметниками.

  Школьная библиотека ответственна  за то, какими вырастут дети: духовно богатыми или равнодушными и жестокими. Чтобы диалог «ребенокбиблиотека» состоялся,  необходимо учитывать следующие факторы: создание комфортной, почти домашней атмосферы, дающей ощущение покоя и защищенности и влияние личности самого библиотекаря. Школьный библиотекарь не просто хранитель книг, а «проводник» в мир неизведанного, она пытается найти подход к любому ученику, расположить его к себе, угадать его вкусы, привить ему любовь к чтению, к книге. Все это обязательно даст свои плодыребенок снова и снова придет в библиотеку. Поэтому каждый читатель  может  активнее реализовать себя, самоутвердиться и принять участие в делах библиотеки.

   Для дальнейшей активизации работы Елена Геннадьевна проводит мониторинг (анкетирование, беседы, наблюдения за чтением, анализ читательских формуляров и др.)   А со временем пришла идея  превратить библиотеку в центр развития творческой читательской деятельности.               Для реализации заложенных в литературе возможностей необходим определенный труд и творчество читателя. С этой целью была создана программа по развитию творческих способностей школьников от «Творчества к книге, от книги к творчеству».

   Чтение - это всегда творчество, если нет творчества, то и нет чтения. Опыт убеждает: именно творчество, а не что иное, способно вовлечь ребенка в мир литературных образов и сделать из него читателя. При определенных условиях читательское творчество находит выражение в неких продуктах - рисунках, играх, отзывах, стихах, театрализации. Так и рождаются спектакли и праздники,   книжкины недели, литературные гостиные и литературные альманахи.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»