Победа деда

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 "Средняя общеобразовательная школа № 106"

 г. Трехгорный   Челябинская область 

 

"Победа деда - моя Победа!"

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  № 106

Г.ТРЕХГОРНЫЙ

 

 

 

«Победа деда – моя Победа!»

увековечение памяти  защитников Отечества в ВОВ, в рамках Всероссийского движения «Солдатский платок»,  как способ формирования    социальной компетенции школьников

 

 Любить Родину не моя идея.

 А вот как ее любить, ты должен сообщать людям.

 Ты должен не повторять патриотизм,  а продолжать его.

                                                                   М.А. Светлов

 
 
                                      


                  

Оглавление

 

  • Проект «Солдатский платок » увековечение памяти  защитников Отечества, как способ формирования социальной компетенции школьников
  • Визитная карточка школы
  • Актуальность и новизна проекта
  • Основные идеи проекта
  • Ожидаемые результаты
  • Фотоматериалы по проекту

 

Руководитель: Зигангирова Елена Борисовна, старшая вожатая МОУ СОШ №106, руководитель школьного музея «Страницы истории»

Тел./факс  8-35191-42580

Контактное лицо: Оганнисян Елена Анатольевна, директор МОУ СОШ №106,

Тел./факс 8-35191 -69149

e-mail:  organizator@sch106.trg.ruЭтот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Адрес: 456080, г. Трехгорный, ул. Ленина, 6.

Контакты: Тел./факс 8 35191- 69140

e-mail: organizator@sch106.trg.ruЭтот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

 

   

 

 

Визитная карточка школы.

Наша школа – старейшая в городе.  Она –ровесница городу. Вместе с ним строилась, росла, укрепляла статус победами своих учеников на олимпиадах и  соревнованиях самого высокого уровня. А начиналось все 55 лет назад…

                                     

9 апреля 1952 г. первый отряд строителей прибыл на станцию Красная Горка. Осенью и зимой 1952-1953 гг. началась закладка и строительство постоянных зданий и сооружений: котельной, бетонного завода, средней школы. Первое каменное здание- это здание нашей 106 школы (где теперь школа №107 1сентября 1953 г. школа 106 в старом здании). Школа росла вместе с городом. Строительство нового здания школы началось в январе 1954 г.. И уже 1 сентября 1955 г. школа принимала первых учеников.

                                     

Добрая слава о школе № 106 родилась благодаря тому, что в школе всегда большое внимание уделялось подбору педагогических кадров. Много замечательных педагогов трудилось в нашей школе, в том числе и ветеранов Великой Отечественной войны.

                                   Уходя из школы многие её выпускники приходят сюда потому, что со школьной скамьёй связаны не только узнавание нового. Мы учимся в школе дружить, учимся понимать настоящее значение простых и с детства знакомых слов «Родина», «Защитник», «Честь».  Военно-спортивные игры «Зарница» и «Зарничка», которые  воспитывают смелость, смекалку, выносливость, упорство, были одними из самых любимых у учеников . И здесь школа не раз становилась победителем, о чем говорит увесистая папка с грамотами, хранящимися в школьном музее. Традицией стали встречи с ветеранами: убеленные сединой, прошедшие через годы ВОВ, конечно, им есть, что рассказать молодому поколению, знающему о войне по книгам и фильмам. И не случайно выпускники школы 106 достойно несут свой военский долг, будучи призванными в ряды вооруженных сил страны, например, Мурзаев Валерий - ефрейтор, был секретарем бюро ВЛКСМ подразделения, не раз был отмечен командованием за успехи в боевой и политической подготовке. А на имя его родителей от командования части, где он служил, приходило вот такое благодарственное письмо, показать!

Моторный Виктор нес службу в ДРА. Много дней, не зная сна и отдыха, он выполнял патриотический и интернациональный долг. Многие выпускники школы связывают свою жизнь с армией.

Тонин Константин - высшее авиационное училище.

Войник Александр - высшее авиационное училище г. Качинск.

                              Серегин Владимир, Кошаев Петр, Муталапов Вадим, Прокопчук Сергей - высшее авиационное училище г. Челябинск.

Голицын Анатолий - высшее морское училище г. Дзержинск.

Мельчаков Олег - высшее инженерное командное училище связи Ленинград.

Молчанов Михаил - высшее инженерное командное училище, ракетных войск г. Серпухов.

Кононов Александр - высшее высшее инженерное командное училище, ракетных войск г. Пермь.

Гусаров Владимир - высшее ракетное училище, Рига.

Годовых Виктор - высшее военное воздушно-десантное училище, Рязань.

                         

                         

Серебряков Юрий — высшее автомобильное училище, Уссурийск.

Точенов Александр – высшее танковое училище, г. Челябинск, погиб в Чехословакии при исполнении воинского долга,

Тихомиров Николай - высшее авиационное училище штурманов, г. Челябинск.

    В соответствии с государственной Программой патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы: «…приоритетным направлением Программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения – детей и молодежи. При этом главный акцент делается на  работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций.» .  

                 

               В на шей  школе разработана и действует программа воспитания школьников, где одним из приоритетных направлений является подпрограмма «Наш дом – Россия» . Реализация  данного направления программы происходит  через внедрение в практику работы классных коллективов  различных социально значимых проектов и программ. Среди них: «Возрождение школьного музея», акция  «Доброта и щедрость», «Мы с вами, солдаты России!».  А в 2007 году наша школа стала участником всероссийского движения «Солдатский платок» и инициатором городской  акции «Память сердца жива», «Победа деда - моя Победа».

 

               

   Отрадно отметить, что в нашей школе еще с момента ее образования зародились традиции, среди которых встречи с ветеранами ВОВ, участие в акции помощи ветеранам, активное участие в акции «Доброта и щедрость».  Для воспитания духовных ценностей и преемственности поколений  организовываются  встречи, беседы,  с ветеранами войны, воинами в\ч 3442..Как  результат работы – стихи и рассказы, печатающиеся  в школьном литературно-художественном издании «Кораблик» , сборники  материалов воспоминаний ветеранов, выпускников школы, связавших свою судьбу с армией.

  Мы делаем упор на сотрудничество и социально-педагогическое партнерство с воинами нашей в\ч3442. Сотрудничество осуществляется на постоянной основе и носит долговременный характер.

Координирует работу по проекту Президентский Совет школы.. Коллектив учащихся и учителей школы №1о6 организационно и методически был готов к реализации  проекта и начал его осуществлять  с ноябре 2007 года.. В школе существует система работы ученического самоуправления через организацию различных служб, учащиеся объединены в отряды, группы по разным направлениям деятельности. Ежегодно учащиеся  участвуют в  акции «Доброта и щедрость», «Солдатский платок».

 В новом  проекте «Не опоздай с добротой»,  мы хотим использовать инициативу детей и расширить сферы деятельности ученического самоуправления  через организацию посильной  помощи ветеранам и труженикам тыла. В ходе проектировочного этапа работы создан координационный и консультационный центр для организации деятельности по проекту.

Технологии проекта представляют собой особое сочетание теоретических, практических составляющих, способствующих переориентации подростков с репродуктивного отношения к гражданскому образованию на активное творческое отношение. 

 Анализ ситуации. Актуальность.   

   Все дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны, все меньше остается очевидцев, участников военных лет. Но сегодня еще есть уникальная возможность общения с теми, кто на себе испытал все трудности войны, кто в те военные годы спасал все человечество - это ветераны войны и труда - люди уникальной судьбы, живые свидетели истории, люди высокой духовности, гражданственности, патриотизма. Им сейчас по 75-80 и более лет. Многие из них  болеют, многие не имеют семью,  нуждаются в помощи и поддержке.

     В современном российском государстве стратегическая цель социального развития сформирована как построение правового государства и гражданского общества. Таким образом, важнейшей задачей сегодня является воспитание гражданина и патриота. Решение этой задачи связано с включением молодежи в социальную общественно-значимую деятельность.  задачи связано с включением молодежи в социальную питание гражданина и патриота . ормирована

  Этим проектом мы хотим привлечь внимание подростков к героическому прошлому нашей страны, к истории  российских вооруженных сил, к проблемам сегодняшней армии, создать условия для проявления социально значимых инициатив молодого поколения. Основы проекта базируются на ценностях преемственности культурно-исторического наследия, уважения к опыту духовных исканий предков, служения своему Отечеству. Проект обеспечит качественно новый результат в формировании гражданско-правовых качеств личности подростка, таких как: патриотизм, честь, долг, сострадание, отзывчивость, толерантность, понимание необходимости уважать

   культурно-историческое наследие народов России, способствует формированию морально-психологических качеств, необходимых человеку и определяемых понятием «патриот»,  Великая Отечественная война , война в Афганистане , к сожалению, для нынешнего поколения становится просто предметом изучения на уроках истории. Ситуация ухудшается ещё и тем, что в средствах массовой информации подаются совершенно противоречивые сведения, которые мешают воспринимать эти страницы в истории нашей страны как героическое время, тем самым мы теряем мощное воспитывающее средство.

       Великая Отечественная война, к сожалению, для нынешнего поколения становится просто предметом изучения на уроках истории. Ситуация ухудшается ещё и тем, что в средствах массовой информации подаются совершенно противоречивые сведения, которые мешают воспринимать эту страницу в истории нашей страны как героическое время, тем самым мы теряем мощное воспитывающее средство.

В современных условиях молодому поколению россиян довольно сложно понять все изломы Великой Отечественной войны, не представляя, как воспринималась и переживалась эта эпопея на фронте и в тылу простыми советскими гражданами, чей непосредственный труд составил основу Великой Победы над гитлеровским фашизмом. Однако, нашему подрастающему поколению крайне важно понимать всю сложность и неоднозначность истории Великой Отечественной войны, осознавать, что великие и грозные события минувших лет - это не придуманные сценки из боевика или мифы и легенды о жизни абстрактных "советских трудящихся". Пережитое оставило неизгладимый след в душах и судьбах живущих рядом близких и знакомых им людей. Надо реально помочь молодым ощутить сопричастность своей семьи, круга близких знакомых, а значит, и личную принадлежность к великим событиям истории прошлого.

Годы идут, и сегодня все меньше остается с нами тех, кто мог бы поделиться своими личными ощущениями событий тех лет. Пройдет не так много времени, и возможность воссоздать "живую историю" войны будет упущена навсегда. Работа по сбору воспоминаний простых людей о войне именно сегодня, в канун 65-летия Великой Победы, чрезвычайно важна. Эта деятельность весьма актуальна и в целях патриотического воспитания молодежи, так как она действенно будет способствовать формированию у наших юных граждан глубокого понимания и уважения истории своей Родины.

Помимо достижения научных, образовательных и воспитательных целей, работа по сбору воспоминаний и свидетельств о событиях 1941-1945 годов имеет и ярко выраженный социальный аспект. Она даст возможность участвующим в этой благородной акции школьникам узнать о проблемах и нуждах ветеранов войны и труда, и, в меру своих возможностей, оказать им посильную помощь.

Результаты активной поисковой работы учащихся могут стать основой сборников воспоминаний участников Великой Отечественной войны, которые органично войдут в контекст уроков по отечественной истории, экспозиций школьных и местных краеведческих музеев, целого комплекса воспитательных мероприятий среди подрастающего поколения россиян.

 Цель:

   Основная цель проекта – провести акцию «Солдатский платок», где бы каждый ребёнок мог ощутить себя причастным к истории своей страны через изучение истории своей семьи. Любой школьник может  по рассказам родственников старшего поколения узнать о военном прошлом своего деда, прадеда, вышить ,посвященному Великой  Победе. У волонтеров будут в руках полотнища из сшитых солдатских платков, олицетворяющих вечную м память о подвиге простого солдата, который ценой своего здоровья, а иногда и собственной жизни отстоял Родину у фашистских захватчиков. Создать системную и скоординированную работу образовательного учреждения по формированию социальной компетенции, воспитанию чувства патриотизма гражданской позиции школьников через деятельность по увековечению памяти защитников Отечества ВОВ, через заботу о ветеранах войны , солдатах срочной службы, проходящих службу в воинской части нашего города.

   Задачи:

·         организовать изучение истории семьи и создание семейных хроник учащимися ОУ;

·         привлечь школьников к участию в Вахте памяти и шествии в день Великой Победы.

·         сформировать доброе общественное мнение о связи поколений ветеранов и школьников

·         создание условий для общения и совместной деятельности старшего поколения и современной молодежи; воспитание уважительного отношения к ветеранам войны, труженикам тыла, к пожилым людям;

·         привлечение внимания подростков к проблемам поколения победителей, создание условий для проявления социально-значимых инициатив подростков;

·         воспитание гуманистических ценностей, социальной восприимчивости, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию;

·         формирование активной нравственной гражданской позиции, воспитанию чувств патриотизма, нравственного долга.

 Узловые понятия:  Россия, толерантность, гражданский долг, патриотизм, милосердие.

Аннотация.

Данный проект направлен на воспитание в школьнике чувства патриотизма, разностороннее развитие личности.  Он содействует развитию гражданской позиции детей., воспитывает молодых людей науке защищать Родину, беречь свободу, честь и достоинство могучей России, как это делалось в  течении веков предыдущими поколениями.. Этот проект помогает развитию в ребенке коммуникативных способностей. Проектом предусмотрено проведение акции ««Подарок для солдата», цикла радиопередач, наша армия – гордость страны», дебатов «Служба в армии- священный долг… или потерянное время?» опроса «Твое отношение к армии».

Описание проекта.

    По проекту планируется организация встреч с ветеранами и горожанами – участниками движения «Память сердца жива» (объединяющая детей погибших защитников Отечества), посещение их на дому, поздравление с праздниками, оказание посильной помощи по организации быта, покупке лекарств. Для воспитания духовных ценностей у учащихся и преемственности поколений предполагается организовать в ходе реализации проекта встречи, беседы, круглые столы с ветеранами войны и тружениками тыла. Результативность работы будет отражена в издании  материалов воспоминаний ветеранов, публикаций в печати.

    Участниками проекта являются учащиеся, педагоги МОУ «СОШ №106», Совет ветеранов города Трехгорного. К работе по проекту привлечены различные общественные и социальные организации: Совет ветеранов Городского управления образования, Центр социальной защиты, Совет школы, газета «Спектр». Это сотрудничество осуществляется на постоянной основе и носит долговременный характер. Проект реализуется при поддержке регионального отделения Всероссийской партии «Единая Россия».

Коллектив учащихся и педагогов МОУ «СОШ №106» организационно и методически был готов к реализации  проекта и начал его осуществлять  с февраля 2007 года. Школа имеет успешный опыт проектной деятельности. В школе существует система работы ученического самоуправления, учащиеся объединены в государства -классы, группы по разным направлениям деятельности ( Совет президентов, коллегия по печати, по спорту, по культуре, Совет музея).

В проекте «Не опоздай с добротой» мы хотим использовать инициативу детей и расширить сферы деятельности ученического самоуправления  через организацию шефской помощи ветеранам. В ходе проектировочного этапа работы создан координационный совет для организации деятельности по проекту.    Проведен анализ предполагаемой модели социально-педагогического партнерства. Ведется активное взаимодействие с Советом ветеранов г.Трехгорного и Советом ветеранов городского управления образования, где координирует работу Кононова Нина Михайловна - председатель Совета ветеранов ГУО и ветеран нашей школы (Нина Михайловна отдала родной школе более 50 лет), «Почетный  гражданин города»,«Заслуженный работник народного образования» и Афониной Анной Васильевной – секретарем городского Совета ветеранов, почетным ветеранов ГУО, участником городского движения «Память сердца жива».

Мы хотим вовлечь  в свою деятельность всех  учащихся ,  и надеемся на успех. Ведь самое главное – это желание!    Совместная деятельность, направленная на благо других, еще больше сплотит нас. Во время реализации проекта нам придется вступать в переговоры с разными взрослыми, нам придется выполнять разную работу, интересную, но трудную. Поэтому нам надо будет быть упорными, чтобы достичь запланированных результатов.   Мы научимся работать в команде с другими подростками, не членами нашего  класса, с разными взрослыми, нести ответственность за начатое дело, ответственность за судьбу  проекта.

 

Ожидаемые результаты проекта. 

1.                  Воспитание нравственных качеств учащихся на примере жизни старшего поколения.

2.                  Формирование личностной позиции участников проекта как активного субъекта жизнедеятельности.

3.                  Создание видеофильма, фотохроники «Не опоздай с добротой».

4.                  Издание материалов воспоминаний ветеранов, публикаций в печати.

5.                  Освещение опыта работы по проекту на семинарах, конференциях, в печати.

6.                  Появление семейных хроник времен Великой Отечественной войны, что будет способствовать патриотическому воспитанию

7.                  Проведение Вахты Памяти, которое подчеркнет связь поколений и то, что Великая Отечественная война - это боль каждой российской семьи.

8.                  Появление новой традиции в праздновании Дня Победы в городе Трехгорном.

Предполагаемые результаты проекта.

·         для учащихся:

1.Появление новой традиции в школе, что будет способствовать  гражданскому становлению личности.

2.Активизация интереса  к углубленному изучению истории Отечества, воспитание уважения к подвигу отцов, чувства сопричастности к истории Отечества.

3.Обогащение опыта социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками на основе доверия, принятия, заботы и сотрудничества.

4.Формирование личностной позиции участников проекта как активного субъекта жизнедеятельности.

·         для коллектива:

1.  Создание между   школой  и воинской частью  дружеских отношений.

2.  Обогащение собственного опыта, опыта организации совместной жизнедеятельности детей.

3.  Создание детским коллективом новых форм КТД гражданско-патриотической направленности.

4.  Систематизация, описание, обобщение и внедрение в практику опыта работы детской инициативы.

Педагогические условия:

·         Включение детей в реальные социально-значимые отношения.

·         Стимулирование проявления детской активности и инициативы, в том числе социальной.

·         Обеспечение условий для выбора подростками актуальной для них деятельности, уровня самореализации

Предложения по оценке эффективности проекта:

·         количество детей, принявших участие;количество публикаций в СМИ;

·         повышение интереса к событиям ВОВ;

·         укрепление семейных связей;

·         проявление толерантности к людям старшего поколения.

·         повышение интереса к службе в рядах российской армии;

·         социализация личности учащихся

·         проявление толерантности к людям старшего поколения и к солдатам, несущим службу вдали от родного дома.
Итогово-рефлексивный результат:
Работа направлена на осмысление детьми полученного опыта, на осознание его ценности, его предназначения, служению Отечества. Это итоговый сбор президентских советов классов, где подводятся итоги акции. На общешкольном сборе благодарят классные коллективы за участие, отмечают  лучших ребят (вручают им значки). Выпускается  фотогазета , в которой отражены все этапы акции. На заседании Президентского Совета школы были вынесены вопросы для обсуждения :Оглянись назад… Что происходило в течение акции? Добились ли мы того, чтобы каждый мог сказать, что он гражданин, что он патриот? Что можно было сделать по-другому, чтобы стало еще эффективней?Они вели нас за собой. Насколько хорошо работали все члены  классного коллектива? Какие нравственные уроки получили президентские советы всех классов?

           

Фотолетопись проекта

 

 

 акция «Память сердца жива»

(организация встречи с ветераном Вов, писателем –краеведом Таймасовым Григорием Трофимовичем)

 Встреча активистов музея школы с главным хранителем фондов историко – художественного музея г.Трехгорного  Григорьевой Е.Е.

Работа с анкетами ветеранов ВОВ, жителями Трехгорного

Анкетный материал ветеранов ВОВ, жителей города

 

 

 Встреча с жителями города –жертвами политических репрессий

Классный час «Вспомним всех поименно»

 

 

 

Общешкольный классный час «Детство, опаленное войной», посвященное подвигу пионеров-героев

Парад, посвященный празднованию Дня Победы

Участие в городском смотре строя и песни среди допризывной молодежи. Впереди строя «три танкиста –три веселых друга»

Вахта памяти в городском парке Победы. В ожидании ветеранов ВОВ

Конкурс рисунков «Служу Отечеству!»

Встреча секретарем городского Совета ветеранов

Афониной А.В.

Передача ротному командиру Зубкову Ю..А.

 подарков для воинов -срочников

Новогодний плакат украсит скромный интерьер казармы!

Расклеиваем листовки об акции «Солдатский платок» по микрорайону, а впереди –выступление по радио!

Если вместе за дело возьмемся –все получится!

(отряд волонтеров)

 

Почетные гости вечера памяти жертв репрессий –депутаты городского собрания депутатов Шабуров А. и Жилин Ю.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 Эта акция посвящена памяти  людей, которые участвовали в Великой Отечественной войне и защищали нашу Родину!

Актив школьного музея приглашает всех принять участие  во         Всероссийской  акции «Солдатский платок».

Сшейте платок из любой ткани (размером 40 см. на  40 см.) на нем укажите фамилию, имя и отчество ветерана, на каком фронте воевал боец – член Вашей семьи, родственник или просто знакомый Вам Герой войны (написать или вышить). Можете написать  небольшую статью об этом человеке, расскажите всем о тех, кто защищал Родину от фашистских захватчиков.

Мы будем рады поместить Ваши рассказы на страницах школьного сборника «О чем рассказал «Солдатский платок».

Приносите  вышитые солдатские  платки и рассказы

в музей школы № 106.

Невозможно поставить памятник каждому участнику войны, а сшить памятный солдатский платок можно!!!

Будем чтить память тех, кто сражался

за нашу Великую Родину!

Актив  музея школы № 106

 

Пояснительная записка.

 

 Нынешнее поколение иногда задается вопросом: а зачем вообще нужно изучать историю, рассматривать старые фотографии, перелистывать записи воспоминаний, изучать старинные документы? И мы, педагоги  - отвечаем: для того, чтобы воспитать у людей чувство истории. Многие утверждают, что это невозможно, да и особой необходимости в этом нет. Мол, Великая Отечественная была давно, а о гражданской  вообще вспоминать  нечего.  К тому же сейчас у молодого  поколения очень разное отношение к событиям прошлых лет. Они выбрали для себя девиз: давайте жить современностью. Вот когда мы вырастем, то сами поймем что к чему. Но ведь, когда  дети вырастут – будет уже поздно. Прервется нить, связывающая поколения, потеряется чувство сопричастности к истории страны. Это новое  поколение уже не будет ощущать себя гражданином великой державы, потускнеет чувство гордости и патриотизма.

Да,  за последние два десятилетия россияне отвергли прежние принципы строительства светлого коммунистического будущего. Но мы  так и не смогли сформулировать свою новую  национальную идею. Развенчав идеалы прошлых поколений , очернив личности Александра Матросова, Зои Космодемьянской, Марата Казея, Лени Голикова, новая система не смогла дать молодежи современный  достойный пример для подражания. И немалую роль в этом сыграли средства массовой информации.

Школа – самая благодатная почва для того, чтобы новое поколение россиян выросло с четким осознанием себя гражданином великой и могучей Державы. Систематическая и  постоянная работа по формированию патриотических ценностей, отнюдь не привязанная лишь к юбилейным датам, должна присутствовать на каждом  мероприятии. В традиционном обращении к героическому опыту ветеранов Великой Отечественной Войны следует искать новые формы работы, доступные и понятные современному человеку.

Как нагляднее  рассказать ребенку   о страницах истории страны?  Самое действенное – на примере его собственной семьи. Народная мудрость гласит: «Кто не помнит прошлого, тот никогда не узнает будущего» .

   Беречь мир, который нас окружает, сохранять память о наших корнях, о делах давно минувших лет – этому и должна научить нас история, и музейная педагогика в частности. К сожалению, сейчас, в редких домах можно увидеть  портреты, фотографии предков. Дети помнят в лучшем случае второе, третье колено, а дальше –ничего –черная дыра.

 Мы постарались восполнить этот пробел,  предложив ученикам принять участие во всероссийской акции под названием «Солдатский платок». Для нас это новая  и  необычная форма работы по патриотическому воспитанию.

Вот уже на протяжении пяти лет мы ежегодно проводим в середине апреля классные часы  по теме «Память сердца жива»  в каждой параллели со 2-го по 11-ый класс. Мероприятие готовится усилиями лекторской группы совета музея школы.   Рассказываем учащимся о том героическом подвиге, который совершил простой российский солдат ради свободы своего народа  и,  напоминаем  ребятам о том, что защита своей Родины – не только почетная обязанность, но еще и нравственный, гражданский, человеческий долг каждого.  Ведь от того, каким будет  небо над головой – мирным или окрашенным в черный цвет войны, зависит  будущее человечества.

Мы подробно объясняем ребятам цель всероссийской акции «Солдатский платок», которая более трех  лет шагает по стране. Главная наша задача – сохранить память о всех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной: «Не всем, кто воевал можно поставить памятник, а сделать памятный платок – можно. Отрез материи размером 40-40 см. Фамилия, имя, отчество, на каком фронте воевал, в каком звании, где погиб». За несколькими строчками история и горе отдельно взятой семьи, человеческий подвиг простого солдата.

В годы Великой Отечественной войны у каждого солдата был  такой платок, в котором хранили самое дорогое: письма из дома, рисунки  детей, небольшой знак причастности к семье, как твердая уверенность, что их ждут и помнят. В часы передышек, на привалах, солдаты доставали свои платки, вспоминая мирную жизнь, надеясь на скорую встречу с близкими.  Эта частичка родного дома под сердцем была единственной связующей нитью между фронтом и родными.

Благодаря этой акции многие учащиеся  из рассказов родителей,  родственников узнают историю своей семьи, пишут  эпопею боевого пути  бабушек и  дедушек, узнают на каком фронте воевали, как и где погибли.  А вместе с ними и мы узнаем о многих интересных, зачастую трагических судьбах, поступках, о которых нигде не написано. Все стихотворения, сочинения, рассказы, которые ребята приносят в музей войдут в сборник, который создается силами редакции школьной газеты: «О чем рассказал нам «Солдатский платок».

Знамя Победы передано на вечное хранение в музей Вооруженных сил в Москве. Но сшитые в единое полотнище солдатские платки  - это будет наше народное знамя Победы. Ведь в каждом таком платке – судьба и подвиг простого человека, который ценой здоровья, а иногда и жизни защитил Родину от фашистских захватчиков. Этот подвиг не будет забыт, о нем узнают все, кто увидит платок, кто подержит его в своих руках.  «Пока  жива память – жив человек!». И мы помним…

 

 

Классный час «Память сердца жива»

«Священая война» трек №1

Люди, внимание!

Слушайте, граждане,

Медные горла скорбят,

Пусть откликается каждое, каждое

Сердце на этот набат.

Чтобы оно над святыней не плакало,

Слезы теперь не нужны.

Вы разожгите от вечного факела

Гнев против страшной войны. (Н.Кончаловская)

 

В летописи великой Отечественной войны особое место занимает героический подвиг простого народа, тех, кто воевал на фронтах, тех, кто ковал Победу в тылу. На долю россиян выпали  неимоверные лишения и трудности.  Они жили под постоянными бомбежками и обстрелами, умирали от  холода и голода. Не было  в России ни одной семьи, которая бы не потеряла своих близких. Работа  до изнеможения на военных заводах и на полях, где выращивался хлеб, по 14-18 часов в сутки – это был каждодневный подвиг простых людей, объединенных единой целью:  Все для фронта! Все для Победы! Но не смотря на тяжелейшие испытания  они сумели  отстоять свою страну у врага,  и разгромили фашистские полчища, освободив Европу от страшной чумы.(кадры из фильма)

Все нечеловеческие тяготы и лишения наравне со взрослыми переносили дети и подростки.

 

На развороченном пути

Стоит мальчишка лет пяти.

В глазах расширенных истома,

И щеки, белые, как мел.

«Где твоя мама, мальчик?»

-«Дома».

-«А где твой дом, сынок?»

-«Сгорел».

Он сел. Его снежком заносит.

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит.

Он знает: хлеба тоже  нет.

 

21 октября 1941 года газета «Смена» опубликовала наказ  «к пионерам и школьникам»: «Пионеры и школьники! Будьте достойны своих дедов и отцов, сестер  и братьев, ушедших на фронт! И всем, чем только можно, помогайте своему народу в уничтожении фашистских варваров!»

Делами ответили школьники на призыв своих старших товарищей. Вместе со взрослыми рыли окопы, проверяли светомаскировку в домах, собирали металлолом, необходимый для изготовления патронов и снарядов. Заводы тогда  получили тонны цветного и черного металла.

Когда ленинградские ученые придумали горючую смесь для поджога вражеских танков, потребовались бутылки для изготовления таких гранат. Школьники Ленинграда за одну лишь неделю собрали более миллиона бутылок.

 

Надвигались холода. В школах начался сбор теплых вещей для воинов Советской армии.

            Девочки постарше вязали варежки, носки и свитера для фронтовиков. Сотни сердечных писем и посылок от школьников со всех концов страны с теплыми вещами, мылом, карандашами, блокнотами, кисетами для махорки и вышитыми платками получили бойцы.

Солдатский платок, сколько дорог ты прошел вместе с солдатом! (показать платок)

В годы войны у каждого солдата был  такой платок, в котором хранили самое дорогое: письма из дома, рисунки  детей, медали и ордена. В часы передышек, на привалах, солдаты доставали свои платки, вспоминая мирную жизнь, надеясь на скорую встречу с близкими.  Эта частичка родного дома, хранящаяся под сердцем была единственной связующей нитью между фронтом и родными.

 (рассказать об акции)

песня «Синий платочек» трек№6 с 3-го куплета

Не всем, кто воевал можно поставить памятник, а сделать памятный платок – можно. Отрез материи размером 40-40 см. Фамилия, имя, отчество, на каком фронте воевал, в каком звании, где погиб. За несколькими строчками история и горе отдельно взятой семьи, человеческий подвиг простого солдата.

Благодаря этой акции вы  из рассказов родителей,  родственников лучше узнаете историю своей семьи : боевой путь  прабабушек –и прадедушек, на каком фронте воевали, как и где погибли.  А вместе с вами и мы узнаем о многих неизвестных, зачастую трагических судьбах, поступках, подвигах о которых нигде не написано. Все рассказы, которые, ребята, вы напишите обязательно войдут в сборник, который выпустит редакция школьной газеты под названием: «О чем рассказал нам «Солдатский платок».

Знамя Победы передано на вечное хранение в музей Вооруженных сил в Москве. Но сшитые в единое полотнище солдатские платки  - это будет наше народное знамя Победы. Ведь в каждом таком платке – судьба и подвиг простого человека, который ценой здоровья, а иногда и жизни защитил Родину от фашистских захватчиков. Этот подвиг не будет забыт, о нем узнают все, кто увидит платок, кто подержит его в своих руках.  «Пока  жива память – жив человек!»

 «Дорогой боец советский,

Я письмо тебе пишу.

Очень- очень, очень крепко

Об одном тебя прошу:

Не скучай, не унывай

Ты фашистов бей  нещадно.

И живым, к своей семье

Возвращайся ты обратно»

Так писала в своем письме на фронт ученица четвертого класса одной из ленинградских школ.

Многие школы были переоборудованы в госпитали для раненых. Ученики обходили близлежащие дома и собирали для раненых посуду, книги. Ребята дежурили в госпиталях, читали бойцам газеты и книги, писали письма их родным, мыли полы и, иногда даже помогали врачам и медсестрам на операциях. Чтобы поднять настроение раненых бойцов, школьники выступали перед ними с концертами.

(стихотворение «концерт в военном госпитале») читает Ваня Балыкин

Вместе со взрослыми защищали Родину дети и подростки. Заменяя своих отцов и старших братьев у станка, на полях.  Они защищали с оружием в руках свободу своей страны–были сынами полка в армии, на флоте, входили  в состав партизанских отрядов. Они расклеивали листовки, ходили  в разведку, вместе со взрослыми подрывали  вражеские эшелоны. Многие юные патриоты погибли в боях за Родину.

Среди четырех пионеров, удостоенный за героизм при защите Родины высокого звания Героя Советского Союза есть тринадцатилетняя ленинградка Зина Портнова. Летом 1941 года с младшей сестрой она гостила в деревне у бабушки, недалеко от Витебска. Когда деревню оккупировали фашисты, Зина вступила в подпольную организацию «Юные мстители». По заданию партизан они расклеивали в деревнях листовки, доставали ценные сведения о численности фашистов и их вооружении, учились метко стрелять. Зина специально устроилась в офицерскую столовую, собирала там ценные сведения и передавала  их партизанам. Мстя за расстрелянных товарищей, она отравила большую группу фашистских карателей. После этого Зину переправили в партизанский отряд. Однажды фашисты схватили юную разведчицу.  Во время допроса в гестапо она сумела застрелить следователя и дежурного офицера. Но убежать Зине не удалось. Детский организм не выдержал страшных пыток…Зина умерла.

Старший лейтенант Ольховский взял служить на свой бронекатер сына – подростка. Однажды, при высадке морского десанта фашисты неожиданно перешли в контрнаступление. Бронекатер поспешил на помощь десантникам, попав под прямой обстрел вражеских танков. Один за другим погибли члены экипажа. В живых осталось только двое – отец и сын Ольховские. Но вот уже  тяжело ранен и старший лейтенант. Катер потерял управление и поплыл вдоль течения. А с его палубы длинными очередями по траншеям врага все стрелял и стрелял пулемет. Когда десантники добрались до катера,  смертельно раненый Олег лежал на пулемете. В его кармане нашли листок, на котором детским подчерком было написано: «Клянусь Родине сражаться с ее врагами до последней капли крови».

трек №14 «Памяти павших»

Память!  В ней никогда не должно стереться все то, что принесла с собой кровавая война. Никогда! Мы расплатились с той войной огромной, страшной ценой, прошли через кромешный ад.

Каждый восьмой человек нашей страны погиб на войне. Миллионы беззащитных людей замучены в фашистских концлагерях.  Светом любви нашей, скорби нашей пусть озарятся имена павших. Мы помним и никогда не забудем мужество защитников легендарной Брестской крепости, жителей осажденного Ленинграда, тех, кто не щадя живота своего шел в атаки под Сталинградом. Вечно будет сиять бессмертная слава защитников Москвы, Севастополя, Киева, Керчи, Новороссийска, Минска, Тулы. Пусть каждый из нас осязаемо почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей. И пусть этот вопрос всегда будет волновать нас: достойны ли мы памяти павших? Склоним голову перед величием их подвига. Они никогда не будут забыты.

Люди! Покуда сердца стучат –помните!

Какою ценой завоевано счастье,

               пожалуйста, помните!

Детям своим расскажите о тех,

Кто уже никогда не придет,

                              чтоб запомнили!

Люди Земли, вы убейте войну!

О тех, кто уже не придет никогда- заклинаю –ПОМНИТЕ!

 

Почему мы вновь и вновь вспоминаем о  минувшей войне? Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом, чтобы  страшные события той войны не повторились вновь. Это наш долг перед теми, кто  не дожил до Победы, сгорел заживо,  был замучен в застенках СС, затравлен собаками, расстрелян.

Песня «День Победы» трек №20

 

К сожалению, исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками. Все может родная земля: накормить своим хлебом, напоить  из своих родников. Вот только защитить сама себя не может. Поэтому наша доблестная армия всегда на боевом посту.

 

Патриотами не рождаются, патриотами – вырастают. Вначале, подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребенок тянется к отцу и матери. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице по которой гонял мяч, к маленькому городку, в котором родился. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, постепенно мы  понимаем, что каждый из нас – в ответе за свою Родину, за спокойствие своей семьи, за  мамину улыбку. Быть преданным своей Отчизне, гордиться ею, защищать ее от врагов – долг каждого  из нас. Защита  Родины – не только почетная обязанность, но еще и гражданский, человеческий долг каждого

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»